О модельных релизах.

     Чему может научить молодого фотографа черно-белый снимок целующейся посреди парижской улицы пары?

     Фотография "Поцелуй у Отель-де-Виль" (Le Baiser de l'hôtel de ville) сделана в 1950 году 38-летним Робером Дуано (Robert Doisneau) по заказу журнала Life, где и была напечатана в июньском номере. Снимок мог бы так и оставаться одним из тысяч подобных, пылящихся в архивах, если бы в 1986 году агентство Рафо, с которым сотрудничал фотограф, не решило использовать это изображение для очередного постера. Постер хорошо продавался и разошелся рекордным тиражом 410.000 экземпляров. Фотография так полюбилась парижанам и любителям этого города по всему миру, что превратилась в один из символов города любви и стала печататься на открытках, обложках фотоальбомов, простынях, повторяться художниками, а также молодыми парами, фотографировавшимися на том же месте в том же образе. Считалось, что это спонтанная фотография и сам фотограф утверждал, что не знает кто изображен на снимке. В результате многие люди узнавали себя в молодости, вспоминая лучшие годы, парижскую любовь и поцелуи на улицах. Для фотографа этот снимок стал самым прибыльным за всю его жизнь.

     Некоторые бабушки и дедушки также попытались монетизировать свои романтические воспоминания и автор начал получать письма от узнавших себя и требовавших поделиться доходами. Первое время их удавалось как-то урезонить, но наконец в 1992 году 80-летний Робер, выступая в суде, сообщает, что фото - постановочное и на нем изображены студенты театральных курсов Жак и Франсуаза, поцелуй которых он подсмотрел в кафе и попросил повторить на улице для фотографии. Требовавшие от него 500 тысяч франков супруги Лавернье остались не с чем, но раз стали известны реальные герои снимка - все ждали их действий. Франсуаза демонстрирует хранившуюся у нее фотографию с подписью и печатью автора и заявляет, что помимо этой фотографии все-таки хотела бы получить 100 тысяч франков компенсации плюс процент от прибыли. Жак заявил, что не будет превращать эту фото-историю в историю денег и отказался от участия в суде. Но и тут фотографу удается доказать, что он уже заплатил паре в 1950 году 500 франков, так что Верховный суд Парижа летом 1993 года снимает и это обвинение. Чем закончить эту историю? Весной 1994 года фотограф умирает от сердечного приступа. В 2005 году Франсуаза выставляет свой отпечаток на аукцион со стартовой ценой 10 тысяч евро, ожидая получить 15 тысяч в случае удачи. Безымянный покупатель заплатил за отпечаток 184.960 евро.

     Один из уроков, которые я предложил бы начинающим фотографам извлечь из этой истории - "сначала релиз - потом съемка". Формы релизов есть в интернете, но я выложу те, которые использую сам. Вот ссылка: https://yadi.sk/d/5VVVDzKn3LRsQb Впечатайте свои данные и имейте при себе на всякий случай готовые пустые формы. Критикуйте, дополняйте текст в комментариях - это может быть для всех полезно. Прилагаемые формы вы можете сократить на свой страх и риск, убрать, например, подпись свидетеля или описание съемки, но для полноты и дополнительных гарантий - есть смысл оставить полный вариант. Также вложены и английские варианты релизов. Все данные модели, родителей и свидетеля вписываются от руки, не впечатываются.

     Напомню еще несколько юридических формальностей. В России запрещена фотосъемка несовершеннолетних без согласия родителей, а несовершеннолетними считаются те, кому еще нет полных 18 лет. То есть для фотосъемки уже совсем взрослой 17-летней девушки, даже если она платит за ваши услуги, нужно разрешение одного из родителей, лучше письменное, можно в произвольной форме. И очень желательно присутствие родителя на съемке. Если вы снимаете тфп и хотите получить права на фотографии в обмен на вашу работу - подписывается релиз (потому что просто разрешение на съемку от родителей не дает вам прав на использование в отличие от релиза, то есть такие фотографии точно нельзя продать, а если родители или повзрослевшая модель попросят удалить их из интернета - придется удалить). Если вы хотите максимально обезопасить себя от возможных неприятностей - релиз подписывают оба родителя. То есть один из родителей может подписать как родитель, а другой, присутствующий на съемке - как свидетель. Это рекомендация в том числе зарубежных юристов и вообще международная практика что бы вам там не говорили ваши опытные несовершеннолетние модели о том, что настоящие фотографы снимают их без этих бумажек.

     Снимать без бумажек можно репортажно: на городских праздниках, на улице, в публичных местах (например, соревнования). Эти снимки можно даже продавать в газеты и журналы, для так называемого редакционного использования. Для полноценного коммерческого использования (те же открытки, простыни, тарелки) все равно потребуется релиз попавших в кадр людей. Еще бывает релиз от собственника помещения (или его представителя, например, директора музея или театра). Бывает релиз от владельцев животных.

     Возможны ситуации, когда какой-то ваш снимок хотят использовать в рекламе, а это была, например, свадьба и релиз вы не получали. Пишешь тогда молодым, получаешь их согласие, подписываешь релиз, отдаешь фото в рекламу. Потому что без релиза та же невеста может попросить не выкладывать её фотографии в интернет или убрать выложенные и будет совершенно права и в моральном и в юридическом и в человеческом отношении. Она заплатила вам за работу - чего вам ещё надо?

     Так что забирайте релизы и правильно оформляйте съемки. Получайте как минимум разрешение от родителей несовершеннолетних моделей, даже снимая их за плату. Снимая бесплатно всегда начинайте с подписания релизов.

А еще...