Дядя Дживан выступил в Москве

Дядя Дживан выступил Москве

14 августа в Зеленом театре ВДНХ состоялся концерт великого музыканта и композитора Дживана Гаспаряна.

Дядю Дживана ждали к семи часам. На крыльце служебного входа, с тыльной стороны Зеленого театра, столпились разнокалиберные штативы – приглашенные журналисты готовились брать интервью. Подъехал микроавтобус, прозвучал распорядительный голос: «Ребята, только не надо сразу подходить – дайте человеку выйти спокойно». И не было никакой, обычной для журналистских заданий, суеты, толчеи и спешки. Стоим на крыльце, смотрим сверху, как выходит из микроавтобуса дядя Дживан, опираясь на трость. Как окликают его, подобравшиеся со стороны газона, двое поклонников и просят с ним сфотографироваться. Спокойно позирует, поклонники удаляются по газонной траве. Дядя Дживан поднимается к нам по лестнице. — Здравствуйте! Журналисты хотели бы взять у Вас интервью. — Я устал в дороге… Давайте, я сяду – и будем разговаривать.

Выносят стул, быстро выбирают точку съемки. Разговор получается очень простым, и у меня окончательно развеиваются сомнения, удобно ли обращаться к великому Метру простыми словами — «дядя Дживан». А никак по-другому и не скажешь, и нет в этом никакой журналистской фамильярности, как думалось мне раньше: в этих словах – безмерное уважение и признание не только таланта, но и глубокой жизненной мудрости, рядом с которой ощущаешь себя ребенком.

Дядя Дживан рассказал, что приехал в Москву с большим удовольствием, потому что очень любит Россию – это его второй дом после Армении. Что ему нравится выступать под открытым небом, и он помнит, как в Токио, на подобной сцене в парке, его музыку слушали под проливным дождем. Вспоминал, как впервые, в детстве, услышал дудук, озвучивающий немое кино в кинотеатре. Поведал, как делают дудук из абрикосового дерева, и что в его собственной коллекции – сто дудуков, а играет он на сто первом.

Его спросили:— Дудук – удивительный инструмент. Он заставляет людей, в буквальном смысле, плакать. В чем секрет дудука – почему он такой…— …печальный? Я думаю, что это не так. Как-то Уильям Сароян, известный американский писатель, мне сказал: «Дживан, твоя игра – это молитва». …Не надо плакать – надо слушать.

Послушать дядю Дживана пришло такое количество народу, которое только и можно было вместить в зале Зеленого театра. И даже больше: за театральным забором организовалась стихийная зрительная площадка – волшебный звук, ведь, не знает преград. Рассказывать про музыку Дживана Гаспаряна можно часами, но нет в этом необходимости: мировая известность не требует пояснений. Его дудук плачет, тоскует, наполняет воздух страстью — он разговаривает прямо с твоим сердцем.

Сам концерт получился необычайно душевным и, не смотря на внушительную сцену, очень домашним. Вместе с Метром выступал его внук и лучший ученик – Дживан Гаспарян младший. Голос его дудука вызвал улыбку радости своего Учителя: «Браво!» — аплодирует Старший Дживан.

Дядя Дживан выступил Москве

Не обошлось без сюрприза. Пара композиций была сыграна под аккомпанемент редкого и необычного музыкального инструмента – ханга. Ханг – самый молодой перкуссионный инструмент на Земле, изобретенный в 2000-ом году в Швейцарии. Мир пока только привыкает к нему, а дядя Дживан уже прочувствовал, насколько ханг может быть созвучен дудуку.

А предваряли выступление Метра два коллектива, заслуживающих отдельных упоминаний. Это неоклассический инструментальный дуэт Two Siberians и этноэлектронный проект «Волга». Two Siberians успешно смешивают джаз, рок, этническую музыку, блюз, кантри… Это потрясающий сплав различных стилей, исполненных с классической виртуозной техникой. Гитара и скрипка – достаточно для того, чтобы создать ощущение абсолютной феерии. «Волга» неподготовленного зрителя удивляет. Возможно, даже, настораживает – если не сказать больше – отпугивает. Распевы старорусских текстов-уговоров в сопровождении ритмов заядлой электроники. Совмещение несовместимого: широкий народный распев и танцевальный ритм трип-хопа. Но позволив себе впустить эту помесь в сознание, испытываешь настоящее потрясение. Сравнимо с состоянием транса. Мощный распевный вокал с полным самозабвением вокалистки, словно растворяющейся в пульсирующем ритме… Истинная магия.

Ну и отдельное спасибо хочется сказать, собственно, самому Зеленому театру ВДНХ – за прекрасный звук, свет и атмосферу.

Материал и фото: Левова Лола — lolale

Следующий пост