Развитие моды в СССР

DashaBee
Москва

Мода в СССР это особая тема, которая каждое десятилетие изменяло свою историю и направление.  Все это конечно по большей части зависело от политических взглядов в стране, ведь женщина, это, прежде всего трудовая единица, которая должна уделять максимальное время работе и минимальное своей внешности и нарядам – именно такой была «модная политика» в СССР.


 Начало ХХ века

До 1917 года женщины уделяли достаточно много внимания своим нарядам. Но все изменилось после революции. Мода потеряла свою актуальность, выдвинув вперед, пожалуй, главное для людей – возможность выжить.

20е  ГОДЫ

Единственное «модное» что было в молодом советском государстве – это прозодежда. Потому что именно в те годы появился самый популярный анти модный лозунг страны советов – «Мода – это “буржуазные штучки”, на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается – значит, мало работает. Мало работает – значит, тунеядка».

Основываясь на этом лозунге, женщины, даже имеющие возможность достать ткань и сшить себе одежду, не могли появиться в ней нигде, не подвергнувшись, критики.

Исключение составляли жены партийных лидеров, которых обшивала единственный в СССР дизайнер Надежда Петровна Ламанова, которая даже при отсутствии нормальных тканей смогла взять Гран-при за рубежом за свою коллекцию «Русская народная», изготовленная из полотенец ручников.

30е ГОДЫ

Не смотря на всю строгость советской власти по отношению к моде, к середине 30х годов мода стала видоизменяться. Появились силуэты и украшения в виде отделки и карманов. Стали входить в обиход вещи иностранных фасонов, составляющие небольшие коллекции: баварские,  испанские, молдавские, румынские.

В журналах «Крестьянка» и «Работница» появились вкладки с выкройками, а в магазинах с огромным трудом, но все же можно было достать ткань. Самые популярные ткани в те годы шерсть, крепдешин и ситец. Хотя в прилавках еще лежал дорогой панбархат, он не пользовался популярностью.

Мода в деревнях

Парад рабочих

40е ГОДЫ

Война, начавшаяся в 1941 году, внесла свои коррективы в моде. Все ткацкие и текстильные заводы перепрофилировали на военную тематику. Телогрейки, пилотки, ватники, ватные штаны, гимнастерки и суконные юбки. На ноги – кирзовые сапоги. Единственное что могли себе позволить женщины на поле и в тылу – так это белый воротничок.

Когда победа была уже совсем близко, правительство решило отблагодарить советских женин за их стойкость и открыло в 1944 году в Москве Модный дом, а в 1945 Модный дом был открыт в Ленинграде. Так начался новый виток развития моды в СССР. Правда теперь он строго контролировался и имел жесткие ограничения. Иностранные модели одежды из недружественных государств были запрещенными. Так же ставился запрет на использование цветовых тем тканей напоминающий флаги враждебных стран и использование церковной тематики в отделке.

Каждое лекало каждого предприятия, прежде чем попасть в пошив, должно было пройти государственную комиссию и быть одобренным.

50е ГОДЫ

Время шло, женщины хотели быть красивыми, да и железный занавес всегда имел щели, через которые в СССР проникали не только эксклюзивные заграничные вещи, но и выкройки модной зарубежной одежды. Не многие советские женщины могли решиться одеть на людях то, что сшили себе ночью за закрытой дверью. Но были и те, кто хотел выделиться из толпы, их не любили, но терпели, так как зачастую их родители занимали высокие посты в государстве или работали за границей. Такие люди получили особое, по мнению советского человека, оскорбительно название – стиляги.

А еще были артисты и  спортсмены, которые привозили вещи для себя и членов своих семей. Их тоже зачастую обсуждали и осуждали.

В конце 50х годов советский союз показал иностранному зрителю, насколько модно у нас одеты доярки, только они забыли упомянуть, что эта коллекция одежды пошита исключительно для показа за границей.

Настоящей сенсацией был приезд в СССР Крестьян Диора со своей коллекцией. Это был первый приезд иностранного дизайнера на территорию советского государства и несомненным подарком для советских модниц.

60е ГОДЫ 

Этот период по праву можно назвать десятилетием перемен в мире моды. Все началось с того что женщины в СССР стали носить одежду привезенную из-за границы. Правда, доступно это было далеко не всем. Зато кому было доступно, не было разницы, что именно удалось достать, главное, что это сшито не на фабриках СССР или даже не у самого лучшего портного. Вещи делились не на бренды, а на страны производители, и на вопрос что на тебе за вещь, можно было услышать “итальянская”, “финская”, “английская” и тд. Это уже было высшим знаком качества.

В СССР иностранная мода шагнула и на политическом уровне. Для иностранных модельеров приоткрыли занавес, и советский зритель стал наблюдать за показами и выставками.

Еще один не маловажный человек, который сыграл огромную роль в становление советской моды – Вячеслав Михайлович Зайцев, который в 1965 году стал модельером Всесоюзного дома моделей. Это первый советский модельер, который своим талантом покорил иностранного зрителя, даже при том, что советские власти первое время категорически не выпускали его за границу. Хотя потом им пришлось сдаться, ведь именно Зайцев показал миру, что в СССР тоже есть мода и то, что русский стиль может произвести на иностранного зрителя настоящий фурор.

Модели, демонстрирующие наряды Зайцева, самостоятельно делали прически, макияж и использовали свою обувь. Понятия мужнина-модель вообще не было, их роль выполняли работники сцены, сторожа, охрана или грузчики из ближайших магазинов.

70е ГОДЫ

В это десятилетие советская власть сдалась перед женщинами, которые хотели быть модными и красивыми. Эстетическая потребность взяла верх над понятием «социалистический труженик» и практически каждая женщина стала заниматься рукоделием. Вязание и шитье, развивались очень быстрыми темпами и вскоре, мода, созданная народными мастерицами, стала по истине популярной. Очень многие коллекции, созданные тогда, до сих пор  являются идеалом стиля и красоты.  

80е ГОДЫ

Показы мод по телевизору, журнал «Бурда», ателье по пошиву одежды и конечно возросшее количество отечественных дизайнеров высокого уровня. Именно так можно в вкратце охарактеризовать данное десятилетие, которое завершилось приходом на модный олимп молодого, подающего надежды дизайнера Валентина Юдашкина, который вывел советскую, а потом и российскую моду на новый уровень. Каждая коллекция Юдашкина имела огромную популярность и широко обсуждалась как в советской, так и в зарубежной прессе.

 

Именно на таком приятном для модного мира моменте, распался великий советский союз. В Россию хлынула иностранная мода, которая за короткое время стала чем-то совсем привычным.

Следующий пост