Тезисы концептуального искусства

Дмитрий Митрохов
Фотограф Москва
Тезисы концептуального искусства 1. Концептуальные художники скорее мистики, нежели рационалисты. Они приходят к таким заключениям, к которым логика привести не может. 2. Рациональные суждения повторяют рациональные суждения. 3. Иррациональные суждения приводят к новому опыту. 4. Формальное искусство в высшей степени рационально. 5. Иррациональные идеи следует проводить последовательно и логично. 6. Если художник изменяет решение на полпути к завершению работы, он пересматривает результат и повторяет прошлые результаты. 7. Воля художника вторична по отношению к инициированному им процессу от замысла до завершения. Его своеволие происходит от его эго. 8. Если используются такие слова, как живопись и скульптура, они подразумевают художественную традицию и предполагают последовательное принятие этой традиции, ограничивая тем самым художника, который неохотно делает искусство, "выходящее за рамки". 9. Концепция и идея суть разные вещи. Концепция задает общее направление, идея является компонентом произведения. Идеи позволяют реализовать концепцию. 10. Идеи могут быть произведениями искусства; они включены в цепь развития, которая в итоге может приобрести форму. Идеи не должны быть непременно реализованы в материи. 11. Идеи не обязательно развиваются в соответствии с логическим принципом. Они могут задать неожиданное направление, однако идея непременно должна получить завершение в уме прежде, чем появится новая. 12. Для каждого произведения, получившего физическую форму, существует много вариаций, которые не были воплощены в материи. 13. Произведение искусство можно рассматривать как проводник между умом художника и умом зрителя. Однако произведение может никогда не достичь зрителя или оно также может никогда не покинуть ум художника. 14. Слова одного художника в адрес другого могут породить цепь идей, если оба художника разделяют общую концепцию. 15. Ни одна из форм ничем не превосходит остальные, поэтому художник может использовать любую форму – от словесного выражения (записанного или высказанного) до физического объекта. 16. Если используются слова и они проистекают из идей об искусстве, тогда они суть искусство, а не литература; числа не являются математикой. 17. Все идеи являются искусством, если они связаны с искусством и подпадают под нормы искусства. 18. Обычно искусство прошлого понимают, соотнося его с нормами настоящего, отчего понимание искусства прошлого оказывается ошибочным. 19. Произведения искусства изменяют нормы искусства. 20. Успешное искусство изменяет наше понимание норм, изменяя наше восприятие. 21. Восприятие идей ведет к появлению новых идей. 22. Художник не может представить себе свое искусство и не может постичь его до тех пор, пока оно не завершено. 23. Художник может ложно воспринять чужое произведение искусства (отлично от художника-автора), однако это недопонимание может инициировать в нем собственную цепочку размышлений. 24. Восприятие субъективно. 25. Художник не обязательно понимает собственное искусство. Его восприятие не лучше и не хуже, чем у других. 26. Художник может воспринимать чужое искусство лучше, чем свое. 27. Концепция произведения искусства может включать в себя материал, в котором выполнена работа, или технику его создания. 28. После того как идея работы определилась в уме художника и принято решение о конечной форме, процесс протекает вслепую. Возникает множество побочных эффектов, которые художник не мог себе представить. Они могут использоваться как идеи для новых произведений. 29. Процесс носит механический характер, не следует в него вмешиваться. Он должен идти своим ходом. 30. В произведении искусства задействовано множество элементов. Самые важные из них – самые очевидные. 31. Если художник использует одну и ту же форму в серии работ и меняет материал, можно предположить, что концепция художника связана с материалом. 32. Банальные идеи не спасет прекрасное выполнение. 33. Сложно испортить хорошую идею плохим выполнением. 34. Когда художник чересчур отточит свое мастерство, у него начнет получаться гладкое искусство. 35. Эти тезисы суть комментарии к искусству, но не искусство.

Следующий пост