"DFoto" (журнал) Украина

Кирилл (Fotoley) Новосартов
Фотограф Санкт-Петербург
"Сочетать красоту внешнюю, в пластике, жесте, с четвертым измерением - проникновение вглубь характера - это ли не главная цель портретного и студийного фото? Когда зрителя привлекает не только трехмерная геометрия светового письма, но и невымышленная жизнь персонажа, его пульс, его индивидуальность - это ли не эстетическое событие? Сегодня я приглашаю вас в свой придуманный мир. Дверь моей студии открыта, заходите... Когда живешь в Санкт-Петербурге, то не можешь не чувствовать историю, культуру, дух этого города. Но сегодня коренных жителей практически не осталось. Люди мельчают и город разваливается. Краска с фасадов домов стекает вместе с дождем... Хотя незримое присутствие Пушкина, Достоевского, Ахматовой как-то дисциплинирует и поднимает творческую планку. У Евгения Гришковца в спектакле есть замечательная мысль о том, что знать и чувствовать - это совершенно разные вещи. Знание, как правило, облегчает жизнь, возможность же почувствовать, наоборот, часто только все усложняет. Вот я видел кадры блокадного моего города. Зима. Справа и слева от центральных ворот Летнего сада сугробы. Высокие. Идет, шатаясь, человек в черном пальто. Дойдя до правого сугроба, он падает и сползает по его склону... Я понимаю, что он больше не встанет, ибо редко кто вставал. Но это может быть просто знание. А когда ты сам приходишь туда и можешь потрогать рукой место его смерти, то в этот момент понимание отделяется от уроков истории и красивых стихов Ольги Берггольц... и становится тобой. И ты чувствуешь, и от этого не легче. Рядом с моей бывшей студией есть дом с гранитным фасадом. Каждый раз, когда проходил мимо, я смотрел на следы осколков на этой стене от разорвавшегося рядом снаряда. Подходил и трогал эти места... Я понимал, что с той поры прошло около шестидесяти лет. И это очень не много! От «почувствовать» никогда не легче. Прочтите что-нибудь об истории. Не героическое, не пафосное, не глянцевое, не доведенное до состояния сладкого леденца. Если ты найдешь какую-то бытовую деталь, придешь на место событий, потрогаешь - тогда по спине пробегут мурашки, и ты поймешь, что это часть тебя, что это произошло с тобой... Для фотографа безмерно важно, чтобы его работы чувствовали, ведь без созвучия, без отклика не будет снимка. Но здесь надо соблюсти баланс между своими предпочтениями и желанием публики видеть то, что она хочет увидеть. Мне кажется, за много лет ничего не изменилось в изображении человека, но очень многое изменилось в восприятии зрителя. Некоторая часть нашей аудитории, сознательно или нет, но сформировала доминирующий сейчас вкус. Наверное, это в угоду времени. Я прекрасно знаю, как труден портрет, и проще привлечь зрителя какой-то нестандартной позой, а не глубиной взгляда. Должен сказать, что моя работа часто в психологической плоскости. Я получаю огромное удовольствие от того, что за короткий срок могу научить свою модель быть раскрепощенной и искренней в кадре. Очень интересно видеть, как она меняется, вдохновляется и начинает верить в себя. Человека нужно зажечь, нужно почувствовать его, и тогда твоя цель достигнута. Вообще, фотография основывается не на книжном знании, а на чувстве, ощущении, настроении, жизненном опыте. Фотограф нажимаем кнопку спуска фотокамеры, когда окружающее уравновешено его внутренним состоянием, и пространство перед объективом отвечаем взаимностью и максимально созвучно с его пониманием мира. Другими словами, он снимает самого себя! Часто невозможно понять, почему ты возвращаешься к той или иной фотографии. Откроешь, посмотришь, подумаешь... Бывает, что вроде бы это изображение не нанизывается на внутренний стержень твоей эстетики. Но по непонятной причине спустя какое-то время ты опять возвращаешься к этому портрету, говоришь себе: да, действительно, смотреть не на что. А потом снова возвращаешься..."

Следующий пост