Еще одна популярная мантра товарищей, кормящихся фотокартинками, такова: «Развелось, мол, этих, которые свадьбу по 500 р. за час, и каталожку по полсотни за снимок!» Мол, в тяжкой трясине ценовой конкуренции приходится ломать ценник и прозябать на гроши. ОК, давайте попробуем поразмышлять о некоторых аспектах ценообразования.
Таковое, на мой взгляд, формируется под воздействием двух компонент: рациональной и иррациональной. Рациональная – зависит от скрытых и явных расходов на производство фотографии и той нормы прибыли, которую фотограф склонен считать для себя приемлемой. Иррациональная – дает премиальную прибавку к прибыли фотографа и является сугубо волюнтаристической категорией.
С рациональной все просто.
Расходы:
- Амортизация оборудования;
- Время;
- Транспортный коэффициент.
Если вторая камера в проф. линейке (Nikon D700, Canon 5D, etc.) стоит условные 90 000 р., а ресурс камеры заявлен производителем, как средние 150 000 срабатываний затвора, то амортизация камеры на один снимок составляет 60 копеек. Амортизацию объектива считать трудно, но я эмпирически принимаю ее 1/3 от амортизации камеры. Износом флешки и обуви можно пренебречь. За среднюю фотосессию я снимаю в среднем же 100 кадров в час. Итак, 80 рублей в час на первую расходную группу. By the way, я не меряю свое время часами. Я предпочитаю термин «съемочный день», в который, в среднем же, закладываю шесть часов чисто съемочного времени.
Съемочный день подразумевает минимум три рабочих КЗОТовских дня: сценарий и подготовка, съемка, обработка. Заметьте, здесь может быть кастинг и подбор реквизита, но я, для простоты, эти опции пока опускаю. Соответственно, если я (условно) полагаю, что хочу иметь что-то вроде 120 000 р. в месяц, то съемочный день стоит (120 000/24)*3 = 15 000 + 80*6 = 15 480 р.
Здесь, видимо, требуется небольшое лирическое отступление: эта сумма дохода происходит из среднего заработка квалифицированного специалиста в СПб, а также из того факта, что фотограф-фрилансер сам себе менеджер по продажам, кадрам, логистике и бухгалтер. И всем этим своим ипостасям он должен платить зарплату, оплачивать поезд, интернет и мобильную связь.
Транспортные расходы я считаю равными 15% (сметный справочник Минтранса 1983 г.). Итого минимум – 17 802 р.
Понятно, что заказчик платит больше. Средняя цена аренды приличной фотостудии (СПб) составляет 600 р. в час, работа модели, визажиста, парикмахера и стилиста за один образ дает в сумме около 15 000 р. минимум, ассистент получает в моем случае 50% от гонорара фотографа. Итак, картинка с одной моделью для рекламного модуля в журнале обходится клиенту минимум в 45-46 000 р. И это только цена, обусловленная рациональной компонентой.
Иррациональная часть расчетов определяется понятиями «назначенной», или «справедливой», цены.
Понятие справедливой цены прекрасно излагает Григорий Леонидович Брудный. Представьте себе ситуацию: вы в какой-нибудь банановой республике, где происходит государственный переворот. У вас сесть чемодан бриллиантов, но нет билета на самолет. И есть маза, что вам вот прям сейчас горячие мучачос вышибут мозги в извращенной форме. А некто доброжелательный под соседней пальмой фарцует билетами на последний Ил-76 и предлагает вам посадочный за полчемодана ваших брюлов. Конечно, билет этого не стоит, с рыночной точки зрения, но жизнь дороже, и в этом случае цена билета оказывается адекватной – «справедливой».
Однажды на моих глазах камнеторговец втюхал ювелиру кусок раух-топаза, красная цена которому $25, за $800 только потому, что тому, как выразился камнеторговец, «присралось» иметь именно этот цвет и эту огранку.
В приложении к фотографической деятельности справедливой ценой является компромисс между желанием заказчика иметь работу, исполненную именно этим фотографом, и готовностью фотографа работать именно за эти деньги. Если фотограф набирает определенный градус крутизны, то к расчету, изложенному выше, он добавляет некоторый повышающий коэффициент, никак не обоснованный экономикой. Этим фоторемесленник и отличается от фотохудожника – работы последнего имеют, помимо текущей рыночной, еще и перспективную коллекционную ценность. Это редко относится к корпоративным заказам, и вообще предмет особого обсуждения, но тем не менее.
Заметьте, что я ни разу не коснулся цены, которую диктует рынок. Это потому, что в действительности рынка фотоуслуг в РФ нет. Если же говорить о фотографах-совместителях, имеющих нефотографический источник доходов, воспринимающих фотодело как подработку и готовых демпинговать, то просто снимайте лучше их (см. предыдущий пост) или считайте их штрейкбрехерами, и будьте готовы им морду набить.
Да уж!
Да!
Нет проблемы в том, что начинающие фотографы не могут придумать от чего толкаться в ценообразовании за свою работу.Они тупо зайдут на кучу сайтов и сформулируют свою цену. Это и называется рынок.
А вот работы известного и раскрученного фотографа могут стоить сколько угодно - как раз в зависимости от амбиций.
Важно то, что народ, оценивая свой труд, не знает от чего оттолкнуться. Я просто набросал некоторые возможномти нео главное: рынок ничего не определяет. Рыночное ценообразование - фейк, полная фикция. Цена на любую авторскую работу в наибольшей степени определяется амбициями собственно автора.
Кстати, сейчас похоже всех моделей просмотрел. Похоже они жутко консервативны - у единиц на аватаре наклон камеры, и не нашел ни одной фотографии, где снято шириком - девочки любят когда сфотканы шириком сверху, но модели что - то отказались от этой новизны...
как только кто-то скажет что-нибудь умное, так сразу "попиариться захотел"...
лучше мы к вам...
К сожалению на сайте у него больше оммерчески продаваемой фотографии, но периодически проскакивает шикарный репортаж. Я видел чб подборку его художественных работ - нет слов.
Тут похоже скорее на конфликт поколений - а именно, художественных фотографов и модных. Это и в изобразительном искусстве имеет место, особенно в конце позапрошлого - начале прошлого века. Прикол в том, что допустим через пару-тройку лет станет модно телевиками фотографировать, и модным придется докупать (менять) оптику, а художественные как делали портреты фиксом 85 мм, так и будут, потому как этот объектив - портретник.
Применено: "метод съемки наклонной камерой", ширик, справа - сверху светили видеосветом. Я где - то писал, что эти три отличает современного крутого фотографа....:)))В общем, комплет техники: фотег типа Nikon D3000, Сигма 10-20 и видеосвет. И усе, трепещите мэтры от фото!!!:)))
...
Спим и хнычем. В виде спорта,
Не волнуясь, не любя,
Ищем Бога, ищем черта,
Потеряв самих себя.
И с утра до поздней ночи
Все, от крошек до старух,
Углубив в страницы очи,
Небывалым дразнят дух.
Но подчас, не веря мифам,
Так событий личных ждешь!..
Заболеть бы, что ли, тифом,
Учинить бы, что ль, дебош?
В книгах гений Соловьевых,
Гейне, Гете и Золя,
А вокруг от Ивановых
Содрогается земля.
На полотнах Магдалины,
Сонм Мадонн, Венер и Фрин,
А вокруг кривые спины
Мутноглазых Акулин.
:)
У нас здесь всё проще - кто кричит громче «я-я-я-я», тот и зарабатывает больше. А если работаешь молча, то только бесплатно будешь снимать (:
И с качеством фотографий это никак не связано, к сожалению.
Нет, я говорю именно о съемочном дне. Как определить сколько съемочных дней в заказе - отдельный разговор.
Что то тут не вяжется. Скорее всего это расчет стоимости всей съемки, а не одного дня.
2. Откуда информация про ресурс затвора на 5? В свое время Canon заявлял о ресурсе 100 000 срабатываний для 1 марка. Потом инфа по ресурсу дружно исчезла для всех камер. Если инерционно отслеживать динамику, то на 1-ки ресурс 100...150 тыс срабатываний, на 5-ку (7-ку?) в районе 50...80 тысяч, на 30,40,50 - 20-30 т.р.
Но затвор может и раньше полететь. Так что себестоимость снимка будет повыше. При этом вероятность репортажника повредить камеру достаточна велика - залил дождем, упал с ней, пьяный гость задел и пр., что можно рассчитывать коэффициентом понижающим ресурс.
3. Цена во многом зависит от владения фотографа маркетинговыми приемами. Какая бы ни была себестоимость фотосессии, как бы хорошо фотограф не снимал, но если он не сможет продать свою работу, много он зарабатывать не будет. В то же время фиговый фотограф хорошо владеющий маркетингом будет получать хорошие деньги.
Я не провожу мастер классов.
только сразу вопрос - какой метелкой этих штрейкбрехеров от клиента отгонять? ))
А с видеосветом уже "крутые профи" фоткают :-)))
А на счет мальчика с талантами я выше написал - его арсенал (кроме тушки): ширик типа Сигмы 10-20 и видеосвет (для разных цветов на фото уже при съемке). По идее, этого хватит. Да, еще китовый объектив не помешает, не шириком же портреты на свадьбе снимать.
А вообще, конечно, здорово всё это написано, но - не применимо. Рынок фотоуслуг слишком стихийный и разрозненный. В отличии, скажем, от рынка недвижимости, где разброс в 5,10 или 20 раз (в одном городе) немыслим - здесь это норма жизни. Да и по качеству четкой градации нет. Мальчик с бюджетным аппаратом и не раскрытым талантом может снять в разы лучше умудренного жизнью и надутого от осознания собственной важности "мэтра".
Так что - цена определяется (и ближайшие годы - будет определяться) путем торга на месте.
по крайней мере уж точно не статьи о фотографии читать... )))