Как стать фотографом?

Дарья Рындина
Фотограф Москва
Вот такая статья. В качестве преамбулы хочется сказать, что это всего лишь мое субъективное виденье ситуации и я не претендую на истину. Если для кого-то она будет полезна, то я буду очень рада, если натолкнет на размышления, то будет вообще здорово. Эта статья о том как стать фотографом, а не как срубить на фотографии бабла.  Адекватная критика воспринимается адекватно, простите за тавтологию :)

Как стать хорошим фотографом? Этот вопрос наиболее часто мучает счастливых обладателей цифрозеркалок. Фотография стала очень популярна в наше время за счет кажущейся простоты получения изображения. Как-то я сдавала экзамен в своем ВУЗе и преподавательница спросила меня, чем я занимаюсь. На мой ответ, что я, дескать, фотограф, она с не скрытым удивлением заявила, что сейчас «каждый сам себе фотограф, у всех есть фотоаппарат и куча места на жестком диске». Спорить с преподавательницей я не стала, ибо это чревато :-) Пусть и дальше пребывает в заблуждении, однако, некая обида на существующую действительность у меня осталась, что уж греха таить. Поэтому в этой статье хотелось бы поделиться своими соображениями на этот счет. Не буду давать конкретных советов, а всего лишь изложу свое виденье ситуации и постараюсь развеять некоторые мифы.


Что думает начинающий фотолюбитель, когда покупает свой первый «большой и черный аппарат» на 15 тысяч рублей? А думает он, еще не прочитав инструкции к своему агрегату, примерно следующее: «Ну все, теперь я как настоящий фотограф, девушки будут смотреть на меня с уважением и проситься на фотосессии, я буду востребованным, глянцевые журналы разорвут меня на части» Возможно, я немного утрировала, но суть от этого не изменилась. Это первое и самое главное заблуждение. Я сейчас не говорю о тех людях, которые покупают для себя хорошую камеру с целью получения более качественных снимков для своего семейного альбома. Тут все понятно, люди хотят, чтобы у них осталась память, желательно качественная память. Я говорю о людях, претендующих на гордое звание «фотограф». Дорогие начинающие любители фотографии, в первую очередь вы должны любить свое дело, а не те блага, которые, возможно, оно вам даст. Любовь – это ключ ко всему, без любви не может быть хорошего результата. Ведь так во всем – может ли юрист быть успешным, если он не любит свое дело, не наслаждается процессом, а только хочет получить выгоду и максимум денег с клиента? А понять любите ли вы фотографию можно только по прошествии некоторого количества времени. Возможно, вы перепутали быстропроходящую страсть с более глубокими чувствами? ;-)

Для того чтобы понять истинность своих мотивов нужно просто снимать. Всегда носить с собой камеру, изучать работы именитых фотографов, изучать технические вопросы.

Мой взгляд на формулу успеха фотографа:

шедевр = любовь + теория + практика + талант + целеустремленность;


Но даже этого иногда бывает мало. Кажется, любит человек свое дело, но чего-то не хватает, талант есть, но скрыт где-то в глубинах подсознания. Если вы понимаете, что вам недостает таланта, то компенсируйте это практикой, теорией и целеустремленностью. Все получится. Вообще, талант – это очень субъективное понятие. Все начинающие фотографы мнят себя супер-талантами. Важно быстро снять пелену с глаз и понять – талантов единицы. Если вы один из них, то вам повезло. Объективно относитесь к себе. Человек всегда не доволен тем, что он имеет и именно поэтому он развивается, изобретает, стремится к чему-то новому. Хочется сказать еще одну важную вещь – очень часто действительно талантливые люди забывают про остальные составляющие успеха, уповая только лишь на свои врожденные способности. В этом случае на одном таланте далеко не уедешь. Вот и получается – «я талант, остальные ничто и никто, они ничего не умеют, у них нет такого тонкого вкуса как у меня», а в это время тот, кто престал заниматься самолюбованием и унижением других, сосредоточился на других факторах, добивается успеха.

Вообще, к творчеству способен не каждый. Есть люди, которые не могут заниматься творчеством. Подумайте – способны ли вы? Если вы фотографируете уже тридцатую девушку на одних и тех же развилинах в стиле «ню» и «творчество» ваше однообразно, возможно стоит задуматься, вдруг фотография – это не ваш конек?

Итак, если вы действительно уверены, что чувства ваши чисты, а разум ясен, вами движет не только шкурный интерес и вы не просто хотите быть очередным любителем снимать девушек в развалинах, то приходит следующий этап – самопознание.

В фотографическом смысле конечно. :-) Определитесь в каком жанре вы хотите снимать. Выберете для себя любимых фотографов, смотрите, анализируйте, будьте любознательны. Только не стоит приставать к профессионалам с просьбами объяснить и рассказать, они тоже через все это прошли и не хотят просто так делиться своими ценными знаниями. Знание – это нематериальная ценность и стоит она порой гораздо больше, чем всякие дорогие побрякушки. Учитесь сами искать информацию, благо, мы живем в век интернета и имеем доступ к приличной базе информации практически бесплатно. Да, чем более доступно знание, тем меньше оно стоит, однако, не нужно этим пренебрегать.

Запишитесь на курсы. Да-да, именно курсы. К сожалению, в нашей стране не развито фотообразование. Но сейчас многие фотографы дают практические курсы и делятся своими знаниями. Стоит это, конечно, денег, но как иначе? Только придирчиво выбирайте курсы. Первым делом смотрите на работы преподавателя, а уж потом на его обещания. Задача курсов – это дать практические навыки, показать как процесс устроен изнутри. Теорию вы можете найти и изучить сами. И еще – ходите на мастер-класы, понравившихся фотографов.

Кстати, о любимых фотографах. Есть мнение, что если по началу копировать любимых авторов, то в итоге можно научиться неплохо снимать. Да, можно, вот только велика доля вероятности, что вы совсем потеряете себя. Не копируйте. Вы рискуете потерять индивидуальность или никогда ее не найти. Так что смотрите, любуйтесь фотографией, но не переставайте быть собой! Просто изучайте, как падает свет, пытайтесь понять технические приемы, к которым прибегал фотограф. Но только не слепое подражание, а то есть риск так и остаться подражателем. А это на самом деле страшно, потому что в фотографии индивидуальность очень важна.

И вот только тогда когда вы определитесь в каком стиле вам интересно работать, походите на курсы, мастер-классы, осознаете, что фотография – это неотъемлемая часть вашей жизни, не смотря на трудности и невзгоды, вы должны приступить к формированию портфолио. Портфолио – это ваш путь в свет. К этому вопросу отнестись нужно очень серьезно. Смело удаляйте фотографии с жесткого диска, если вы в них сомневаетесь. Конечно, в крайности впадать не стоит, но если вы довольны всеми своими работами, то вы деградируете. Опять же, в фотографическом смысле J Вы должны относиться критически к своему творчеству и любить его одновременно, да, это сложно, но возможно J В своем портфолио вы должны показать все на что вы способны на данный момент времени. Открою вам секрет – чаще всего заказчику совершенно не нужен весь тот «креатив», который находится у вас в портфолио. Его привлекают красивые и яркие картинки. А снимать вы будете блеклые и безынтересные карточки. Вот такая ирония – мы стараемся вывернуться наизнанку чтобы притянуть к себе клиента, а клиенту чаще всего не нужно все это разноцветие и чудеса фотографической мысли.

Еще хочется сказать пару слов об успешной фотосессии:

Формула ее фотосессии такова:

Шедевр = Хороший фотограф + хороший стилист + хорошая модель + позитивный настрой всех участников;

Конечно, не всегда получается такой сильный альянс, хороший фотограф может слегка компенсировать «зажатую» модель, равно как и модель может здорово спасти положение, если фотограф впал в ступор. С кем не случалось – перед тобой красивая модель с прекрасным мейком, а ты не знаешь, что с ней делать? J Всякое бывает.

Но чтобы такого не допускать, идею съемки следует продумывать «от» и «до». Вы должны четко представлять, что именно хотите увидеть на итоговой картинке – если умеете рисовать, то нарисуйте, если не умеете, то все равно нарисуйте J Главное чтобы вы четко видели конечное изображение. Продумайте какой поставите свет, не важно, что на месте съемки можете передумать и все изменить, главное, что на фотосессию вы идете подготовленным и эта мысль придает уверенности.

Фотошоп. Фотошопом нужно обязательно уметь пользоваться. Кто выступает противником этой замечательной программы, просто не умеют. Чаще всего их доводы заключаются в том, что, якобы, раньше пленочная фотография была чистая, а сейчас «негодяи–фотографы» искажают действительность. Почему-то эти люди забывают о том, что пленка поддается ретуши не хуже цифры. Ну да Бог с ними.

О выборе камеры скажу кратко – абсолютно все равно какой марки фотоаппарат у вас будет! Не побоюсь гнева всяких там Никонистов, Кенонистов, Минолтистов, и прочих маньяков и скажу, что все эти камеры в одном ценовом диапазоне одинаково хороши. У меня часто спрашивают, чем я снимаю и я предпочитаю отмалчиваться. Споры о том у кого цветопередача лучше, объектив длиннее, вспышка ярче – оставим техноманьякам, а сами будем наслаждаться творчеством! Замените культ техники на культ творчества.


  • Интересная статья
    0
  • а статья прекрасна, за исключением, как уже говорилось, одного абзаца. возможно, это не бред, но весьма спорно )
    0
  • уважаемый, Дмитрий, и иже с вами иные любители померяться системой камеры и оптикой, снимать можно чем угодно и получать качественную картинку, нужно просто компенсировать знаниями и умением недостатки своих камер и оптики. правда техникой, как это вы заметили, художественности не достичь, впрочем, как и суперпрофессиональным светом, чем ни снимай... про "пятерку" это вы и вовсе глупость сморозили. уж этой-то камерой можно снимать практически в полной темноте...
    0
  • Спасибо всем прочитавшим, рада, что написано не зря :-)
    0
  • Дарья! Спасибо, написанно с чувством! Приятно прочесть!
    0
  • Владимир Целищев, хотите сказать, что у профессионального фотографа обязательно фотография должна быть основным доходом???
    0
  • "Дарья Рындина 2010-06-18 20:26:41 Игорь, только могу сказать точно, что в этом случае известным велосипедистом вам не стать и олимпиады не выиграть. Если я задамся целью постигнуть высшую математику, с высокой долей вероятности, я чему-то научусь, однако, теорему Ферма мне не доказать. Изначально наш мозг "заточен" под определенный вид деятельности и сделать с этим человек ничего не может." Тут вообще кардинально не согласна. Есле не пытаться, то точно не сможешь. Другой вопрос в желании развития в определенном направлении. А ведь часто тупо лень все решает.
    0
  • марка Пентакс умерла когда всё перешло в цифру ))))))) а те кто пишет что работы хороши , а оптика у вас г,,,, , значит правильно пишут ))))) Хорошая оптика и светосильная , это СУПЕР !!! а дешёвая оптика - это съёмка фотошопом ))))) и то многое нельзя и в фотошопе убрать ёё огрехи )))))) оптика рисует рисунок на фотографии !!!! а после дешёвой оптики рисуют рисунки в фотошопе )))))))))))
    0
  • Интересно, а кто из тех, кто оставил комментарии, профессиональный фотограф? Имеется ввиду, что именно фотография является постоянным и основным доходом?
    0
  • я не буду не никон не кенон брать,у меня был никон который я успешно сменил на пентак с хорошей оптикой и результатом я полностью доволен.Может в будующем как денег накоплю то конечно возьме кенон макр 3
    0
  • А я валенком снимаю. И ничего, получается... :) Формулы сложные. В первой опыта не хватает. А фотограф... формально человек создающий фотографии. Все. Плохие или хорошие - особой разницы нет. В последнее время стал чаще задумываться о фотографии. Картинок много. Качественных картинок. Грамотно снятых. Но пройдешь мимо такой взглядом, отметишь "круто" или "хорошо"... и забудешь. А фотографии, которая зацепит - таких почти нет. Недавно был в манеже в рамках фотобиеннале. Мартина Франк, Паоло Роверси, Брессон и другие. У их работ стоял и наслаждался. Работы сами рассказывали истории. Какие то однозначные, какие то нет. Сейчас таких работ почти нет. Был там и наш соотечественник - Андрей Безукладников. Работы послабее, но за счет большего количества они создали атмосферу, в которой жили в 70-80 годов. Они в чем то похожи на любительские, но снятые более грамотно. И эта "наивность" трогает, не оставляет равнодушным. Это прошло и уже не вернуть. Это фотографы, которые творят историю и останутся в ней. Другие тоже фотографы, с более современной аппаратурой, но нажимая на кнопку они тоже останавливают мгновение, констатируя факт, но не представляя никакого интереса.
    0
  • Да, в том-то и дело, что вы стали "копировать", а не создавать. Это важно. технике можно научиться, не спорю, а как быть с остальным - это вопрос. Ну вот, опять начинается - "берите никон". Я самоустраняюсь, а то скоро пойдут религиозные споры, не люблю я этого)
    0
  • Дмитрий Пустовалов кенон не берите, берите НИКОН и не в камере счастье. порой натыкаюсь в ЖЖ на комментарии. работы неплохие, но объектив у вас гавно, осталось еще писками померятся.
    0
  • согласен с Игорем! достигнуть можно всего! а Вас чтобы разубедить советую прочесть книгу http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/ и не смотрите что она про рисование. там больше психологии и упражнений после нее я достаточно не плохо стал копировать работы Дали :) правда тут уже только технику добить осталось, а это время и труд.
    0
  • Дмитрий, если пентакс - это такая отпугивающая людей фирма, то поменяйте его на какой-нить кенон и радуйтесь, но не забывайте мечтать о хасселе :)))
    0
  • интересная статья!
    0
  • Игорь, только могу сказать точно, что в этом случае известным велосипедистом вам не стать и олимпиады не выиграть. Если я задамся целью постигнуть высшую математику, с высокой долей вероятности, я чему-то научусь, однако, теорему Ферма мне не доказать. Изначально наш мозг "заточен" под определенный вид деятельности и сделать с этим человек ничего не может.
    0
  • Есть интересные мысли в этой статье. Последний абзац вообще очень понравился,т.к. с таким ни раз сталкивался на практике.Бывают такие клиенты или другие "фотографы" которые первым делом спрашивают а что у тебя за техника?что за обьектив?А если таким людям ответиш что снимаеш на Пентакс то они вообще передумают у тебя сниматься даже не посмотрев твои работы =)
    0
  • Я считаю, что творчеству способны все. А вот к творчеству, которое принято называть творчеством в нашем обществе, способны единицы. Если я не умею ездить на велосипеде, но моя мечта - научиться на нем кататься, я .... итить его за колёса ... буду учиться пока не расшибусь сам, или пока не расшибу его, или пока не научусь. Почему? Потому что ХОЧУ научиться. И после одного падения я не перестану учиться. И даже после десяти сотен падений не перестану. Почему? Потому же. А по вашей логике, я должен был подарить его соседу после первой ссадины.
    0
  • У вас просто негативное восприятие. Говорите, что в целом статья хорошая, но главным для вас является абзац, который вам не понравился. Позитивнее надо быть, позитивнее! :) Что вам не нравится в высказывании? Вы считаете, что к творчеству способен каждый? Я так не думаю. Я знаю людей, которым это вообще чуждо как мне чужда высшая математика.
    0
  • Если меня раздражают, это не значит, что я раздражаюсь. Тем более повода для этого нет. Но такая ерунда уже надоела. Постоянно натыкаюсь на подобные высказывания. Один абзац загадил всю в общем-то правильную статью.
    0
  • Игорь, зачем раздражаться? Поберегите нервы)
    0
  • за статью 5+ пригодится не только начинающим :)
    0
  • "Вообще, к творчеству способен не каждый. Есть люди, которые не могут заниматься творчеством. Подумайте – способны ли вы? Если вы фотографируете уже тридцатую девушку на одних и тех же развилинах в стиле «ню» и «творчество» ваше однообразно, возможно стоит задуматься, вдруг фотография – это не ваш конек?" Меня начинают раздражать люди, которые так говорят. Бред сивой кобылы.
    0
  • Девушка, Вы Соньку не упомянули!!!!:)))
    0

Следующий пост