Личность в моде: Кристобаль Баленсиага

Дарья Бачурина
Иваново 3

С самого детства этот великий мастер знал цену своей работе и своему таланту.


21 января 1895 г. в испанском городе Гетария родился мальчик, получивший имя Кристобаль Баленсиага (Cristobal Balenciaga). Его родители были рабочими - отец занимался рыболовецким промыслом, а мама была отменной швеей. С самого раннего детства мама брала мальчика на работу и разрешала помогать в раскройке вещей, а позже и в шитье. Одной из клиенток матери была маркиза де Каса Торрес, отдыхавшая на вилле в Гетарии в теплое время. В один из приходов на примерку юный Кристобаль подошел к маркизе и выразил свое недоумение – как из такой прекрасной ткани можно сшить столь не элегантное платье, вот была бы у него такая ткань, он сшил бы для маркизы самый прекрасный наряд. Маркиза приняла вызов и привезла юнцу ткань, а взамен получила прекрасное платье. Это настолько поразило женщину, что она решила взять опеку над молодым портным и в 1911 году за свой счет отправила Кристобаля в лучшее ателье города в качестве ученика и помощника главного портного.

Спустя четыре года начинающего модельера приняли на работу портным в один из главных филиалов парижского универмага в Les Grands Magasins du Louvre, где его карьера стремительно пошла в гору. Все расходы по переезду и проживанию вновь взяла на себя маркиза. За два года юноша оправдал все ожидания и стал главным портным в отделе женской одежды.

В 19 лет Кристобаль перебирается в Бордо, где его друзья владеют собственным магазином-ателье. Там он прослужил три года.

В 1917 году в городе Сан-Себастьян на улице Вергара открывается Модный дом C. Balenciaga. На тот момент Кристобалю было всего 22 года. Год спустя Кристобаль берет в долю своих сестер и регистрирует бренд как Balenciaga у Compania. Но шесть лет спустя он решает работать самостоятельно и делает перерегистрацию бренда, теперь компания называется Cristóbal Balenciaga. За шесть лет работы бренда о молодом даровании узнала вся Испания, включая королевскую семью.

Как только появлялось немного свободного времени, Кристобаль ехал в Париж и изучал работы ведущих французских мастеров. Дополнительно к шитью Кристобаль изучал архитектуру, которая помогала ему делать четкие расчеты и создавать идеально выверенные наряды. Его любовь к жестким тканям, придававшим наряду скульптурные формы, полюбилась многим женщинам. Кристобаль мог одеть любую женщину, независимо от форм и размеров, он любил работать с нестандартными фигурами, обладательницы которых были благодарны своему спасителю за прекрасные платья.

Еще большую любовь и популярность Кристобаль обрел после открытия ателье для клиентов среднего класса Eisa Costura в 1927 году.

В годы гражданской войны многие состоятельные клиентки Кристобаля покинули страну вслед за мужьями и его доходы начали падать. Чтобы выбраться из финансовой ямы он открывает второе ателье для клиентов среднего класса BE Costura в 1931 году.

Два года спустя Кристобаль добирается до Мадрида, а в 1935 - до Барселоны, где открывает свои Модные дома.

Война заставляет модельера поменять свои планы, и, закрыв все модные дома в Испании, он перебирается в столицу Франции. Год спустя, в 1937 году Кристобаль занимает деньги и открывает свой Модный дом в Париже.

Работа дается тяжело, война и бедность не являются спутниками высокой моды. Но, несмотря ни на что, модельер постоянно занимает деньги на материалы и создает коллекцию изысканных вечерних нарядов Haute Couture. Платья будто сошли с картин известных испанских художников, они демонстрируют богатство и роскошь – драпировки, шлейфы, огромные воланы погружают во времена мира и спокойствия. Коллекция получает высокую оценку модных критиков и журналистов.

Еще одна коллекция, которая привлекла внимание модных критиков - «Инфанта», была изготовлена в 1939 году. Создавая ее, Кристобаль использовал атлас и бархат, который украшал кружевными аппликациями. В дополнение к платьям шли шарфы-вуали, которые принято надевать поверх прически. После выхода коллекции модельер завоевал популярность среди звезд кино и эстрады.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в работу модельера, значительно снизились продажи одежды и заказы, но Кристобаль не стал переходить на более дешевые ткани и снижать цену изделий. Он создавал роскошные наряды, которые тайно вывозились из оккупированного Парижа поклонниками модельера, приезжавшими из других стран несмотря на сложную обстановку.

После окончания войны в 1945 году, самые именитые дизайнеры объединили свои усилия и создали уникальную выставку одежды, демонстрируемую на манекенах. Выставка Théâtre de la Mode должна была способствовать популяризации высокой моды и побуждению к осознанию того, что война позади и надо жить дальше. Вместе с Кристобалем свои работы выставляли Н. Риччи, Э. Скиапарели, К. Шанель и другие.

Несмотря на высокую конкуренцию в столице мировой моды, мастерство Кристобаля признавали его прямые конкуренты. Например, в одном из своих интервью Коко Шанель сказала, что только Баленсиага способен создать платье самостоятельно от рисунка до последнего стежка, что даже в то время было уже большой редкостью.

Благодаря активности во время войны, в отличие от других дизайнеров, Кристобаль стал самым востребованным модельером своего времени. Каждая его коллекция раскупалась до последней модели. Большая часть моделей шилась помощниками Кристобаля, но пару моделей в коллекции он изготавливал самостоятельно.

Его уникальная способность просчитывать количество необходимой ткани до одного сантиметра указывала на высокий профессионализм.

Его клиентки, у которых был расписан рабочий график (актрисы и певицы) любили Кристобаля за его уникальное умение работать. По словам Марлен Дитрих, первая примерка у Кристобаля была схожа с третьей примеркой у любого другого мастера.

Каждое его платье было произведением искусства. Мастер умел работать с любым материалом и знал все его особенности.

Расширить сферу своего творчества Кристобаль решил в 1947 году, создав первый аромат Le Dix, а два года спустя, вышел второй аромат мастера - La Fuite des heures.

В отличие от других дизайнеров, работающих в одно время с Кристобалем, он не опирался на общее мнение и предпочтения - он создавал свою моду, которая покоряла женские сердца. Так в 1954 году было создано платье с прямым силуэтом. 50-е годы стали для Кристобаля временем гениальных открытий, без которых сложно представить современную моду. Именно тогда был создан рукав ¾, который позволял девушкам демонстрировать запястья, украшенные браслетами, платья с оголенной спиной или завышенной талией, современный прообраз туники и балахона с большим капюшоном. Пожалуй, одной из немногих моделей, которую можно причислить к популярному в то время стилю new look, можно назвать юбку-баллон, которая вслед за Кристобалем появилась и у других модельеров.

Ценовая политика Кристобаля всегда удивляла его конкурентов. Установленная мастером первоначальная цена на платье никогда не менялась, даже если клиент скупал разом всю коллекцию. Такая принципиальность сделала Модный Дом Balenciaga самым дорогим в Париже и при этом самым востребованным.

Каждую модель, которая производилась в Модном Доме, Кристобаль проверял лично, и если ему что-то не нравилось, он мог распороть и самостоятельно перешить деталь так, как считал нужным. Причем сделать он мог это даже при клиенте. Даже упаковка его продукции имела большое значение, он мог уволить мастера за то, что он неподобающе обошелся с вещью.

Кристобаль был крайне принципиальным человеком, ему не нравилось когда человеку навязывают мнение и вкусовые пристрастия. Именно поэтому с 1957 года он запретил журналистам посещать его показы. Модные издания могли ознакомиться с коллекцией (точнее с тем, что от нее осталось после постоянных покупателей) только по истечении 8 недель после первой демонстрации.

Кристобаль также не любил появляться на светских мероприятиях и демонстрировать свою личность. Во время показов он всегда наблюдал происходящее на подиуме и реакцию зрителя через занавес и никогда не выходил на финальный поклон. И несмотря на все эти причуды, критики моды и журналисты считали Кристобаля королем кутюра, а 50-е годы называли Эрой Balenciaga.

Множество брендов и крупных концернов предлагали Кристобалю продать свои модели для массового производства, но он всегда отвечал отказом. В одном из немногих интервью он объяснил отказы тем, что ему просто не нужны эти деньги, ведь у него есть все необходимое и даже больше чем надо.

Орден Почетного легиона Франции Кристобалю вручили в 1958 году, за его огромный вклад в развитие модной индустрии.

Модный дом Balenciaga вошел в историю и через произведения великих писателей. В романе «Жизнь взаймы» Ремарк упомянул салон одежды, в котором героиня романа потратила все свои сбережения.

В 60е годы Кристобаль был разочарован состоянием модного рынка, полки магазинов заполоняла готовая одежда, сшитая бездушными машинами (так он называл любую швейную технику, кроме игл), в то время как ручной труд стал цениться все меньше и меньше. В стремлении идти в ногу со временем, Кристобаль разрешил одной из Американских компаний копировать его наряды, но после посещения фабрики в 1968 году понял, что совершил большую ошибку. Эта поездка перевернула мировоззрение Кристобаля и по возвращению в Париж, он закрыл все свои магазины и фабрики. Себе он оставил лишь производство парфюмерии. Кристобаль покинул столицу модной индустрии, на долгие годы вернувшись в Испанию.

Похороны подруги и коллеги Коко Шанель заставили Кристобаля появиться на публике в последний раз, это был январь 1971 года. А год спустя, 23 марта 1972 не стало и самого Кристобаля.

За время работы Модного дома Кристобаль нередко брал к себе на работу подающих надежду модельеров, он учил их своему мастерству на собственном примере, при этом работая в полной тишине. Среди последователей мастера такие громкие имена как Пако Рабан, Оскар де ла Рента, Эмануэль Унгаро, Андре Курреж и многие другие. Кстати для Андре Куррежа Кристобаль сделал довольно много - когда молодой модельер изъявил желание открыть свой модный дом, мастер и наставник дал ему первоначальный капитал, а когда Андре пришел возвращать долг, Кристобаль сказал, что это был его подарок.

Бренд Balenciaga после смерти Кристобаля.

Спустя почти пятнадцать лет Jacques Bogart SA купил права на выпуск одежды под брендом Balenciaga, в том же 1986 году он запустил линию готовой одежды Le Dix. Год спустя дизайнером бренда стал Мишель Гома, а в 1992 эту должность занял Джозеф Тимистер. Все попытки вернуть былую славу Модному дому терпели крах, хотя бренд работал и приносил стабильный доход. И лишь после приобретения бренда концерном Gucci Group в 1997 году и назначением креативным директором Николя Геськер, старые поклонники бренда, историки и критики модной индустрии признали, что Модный дом возродился.

В 2011 году в Гетарии, королева Испании открыла музей Кристобаля Баленсиага. Общее количество представленных работ - 1200 моделей.

В 2013 году креативным директором бренда Balenciaga был назначен Александр Вэн.

 

 

 

А еще...