Личность в моде: Пьер Карден

Гений красоты и стиля, красный Кутюрье, король патентов, обладатель множества званий и орденов – все это необыкновенная личность в истории мировой моды – Пьер Карден (Pierre Cardin).


Пьер родился в Итальянском городе Тревизе, близ Венеции и прожил там три года. В 1925 году его родители принимают решение вернуться на родину во Францию, где отец, бывший солдат, начинает заниматься винным делом, чтобы прокормить свою большую семью, в которой подрастают шестеро детей.

Родители мечтали о сыне архитекторе, но с детства Пьер отдавал предпочтение шитью. Свою первую работу он получил в 14 лет, выполняя различные поручения портного и постигая под его началом азы мастерства.

Несмотря на сложное военное положение, Пьер не оставил свою мечту и вместо винтовки держал в руках портняжные ножницы, отшивая костюмы для Красного Креста в городе Виши.

После войны, в поисках мечты о прекрасном, Пьер отправился в столицу модной индустрии – Париж.

И не зря - такого стремительного успеха Франция не видела ни до, ни после. Как истинный студент, молодой человек на профессиональном уровне изучает швейное дело, дизайн и архитектуру, одновременно занимаясь практикой (надо же было на что-то выживать). Обаятельный Пьер работал в разных ателье Парижа и обзаводился знакомствами, которые привели его к мечте – работе художником по костюмам. В 1946 году он стал главным художником по костюмам фильма-спектакля «Красавица и Чудовище».

Может быть это, а может знакомство с Коко Шанель, привели его в Модный Дом Кристиана Диора, где Пьер стал главным портным и в 1947 году создал превосходную коллекцию New Look. Множество восхищенных отзывов, как от критиков моды, так и от журналистов, пробудили в Кардене амбиции независимости и уникальности. Именно с таким настроем в 1950 году он открыл свой Модный Дом. Как истинный француз Пьер не стал портить отношения с Диором и они остались хорошими друзьями.

Свой бизнес Карден развивал стремительно, благодаря чему, в 1953 году его сделали членом французской ассоциации дизайнеров высокой моды - Chambre Syndicale. За три года существования его Модного Дома в одежду от Кардена одевались участники группы Битлз (для которых он создал длинные пиджаки без воротников застегивающиеся на все пуговицы), Эва Перон, Рита Хейворт и многие другие медийные личности. Это позволило молодому модельеру в 1954 году открыть первый бутик, который получил красивое имя «Ева» и стал одним из самых посещаемых мест Парижа.

Спустя три года, в продолжение своего успеха, Карден открывает второй бутик и называет его «Адам». В этом же году он выпускает первую большую коллекцию, которая разительно отличается от всего, что было представлено на современном рынке fashion индустрии. Коллекция была навеяна космическими фантазиями, в ней были футуристические шлемы, очки, короткие туники и все это ярких цветов и необычных форм покроя. Сразу после выпуска коллекции модельер поражает мир моды все новыми и новыми креативными идеями: высокие сапоги, цветные чулки, черные колготки, галстуки с ярким цветочным орнаментом, жакеты-пузыри, мини-сарафаны, пальто, расклешенное от плеча, и многое другое.

В том же 1957 году Пьер выпускает первую мужскую коллекцию, что по тем временам было крайне необычным решением, т.к. модельеры не считали мужчин потенциальными покупателями и шили для них одежду исключительно на заказ.

Свои новые коллекции Пьер везет в Японию, где яркие, кричащие вещи производят необыкновенный фурор, а сам модельер в мгновение ока становится культовым. В знак признательности Японский колледж дизайна присуждает Кардену звание почетного модельера.

А вот в своей стране он лишается членства в Синдикате высокой моды из-за выпуска коллекции pret-a-porte для двух сетевых магазинов «Herti» и «Printemps». По мнению синдиката, отшивая вещи на масмаркет, Карден позорит высокое звание модельера. А вот сетевые магазины одежды должны благодарить Кардена за такое смелое решение, ведь спустя совсем немного времени многие известные модельеры стали сотрудничать с магазинами одежды, отшивая капсульные коллекции.

Несмотря на интерес публики к работам Пьера, модельер понимает, что такая экстравагантность может быстро приесться и потерять актуальность. Именно это толкает мастера, на создание одежды классического стиля для широкого круга потребителей, а также выпустить коллекции одежды для детей.

В этот период Карден начинает создавать одежду в стиле «унисекс», при этом, категорически отвергая данное определение своей одежде, считая, что он строго придерживается отличий по половому признаку.

Его наставница и подруга, Коко Шанель, познакомила Пьера с Жанной Моро. Несмотря на свою любовь к мужскому полу, Пьер был покорен обаянием актрисы и мечтал, чтобы именно она родила ему наследника. Но за четыре года совместной жизни мечта не осуществилась, Жанна оказалась бесплодной, и они разошлись, оставшись верными друзьями. После этого Пьер больше никогда не женился, отдавая все свои силы работе.

В 1963 году Пьеру разрешают посетить СССР, и познакомиться с небольшим кругом богемы. Несмотря на нелюбовь к коммунистам, в Советский Союз Карден стал приезжать довольно часто лишь потому, что именно тут можно было развивать и реализовать свою давнюю мечту, с которой он когда-то начинал карьеру, стать художником по театральным костюмам на крупных советских подмостках. Работа с СССР подарила Кардену звание «красный Кутюрье».

К тому времени, он выступал только в роли художника по костюмам для кино. Но преимущественно для французского – «Дамский портной» (Le couturier de ces dames) 1956 г., Франция; «Принцесса Клевская» (La princesse de Clèves) 1961 г.,  Франция/Италия; «Очень важные персоны» (The V.I.P.s.) 1963 г., Великобритания; «Банановая кожура» (Peau de banane) 1963 г. Италия/Франция/Германия (ФРГ); «Мата Хари, агент Х21» (Mata Hari, agent H21) 1964 г. Франция/Италия и т.д

Большую роль в жизни Кардена, как театрального модельера сыграла Майя Плисецкая, для которой маэстро сшил множество костюмов, сделав ее работу на сцене намного легче и прекрасней.

Плисецкая всегда восторгалась работами модельера и боготворила его творчество. А он боготворил ее искусство и старался придать ее образу изысканность и уникальность.

Их дружба и сотрудничество породило множество прекрасных театральных образов.

По просьбе Майи Пьер единственный раз поработал для советского кино - им были созданы костюмы для фильма «Анна Каренина» 1974 г.

В первые годы сотрудничества Кардена с советскими театрами его имя не писали на афишах, но позже оно все-таки там появилось. В СССР модельера принимали всегда на высшем уровне и много писали о нем в прессе. Как-то жена президента Франции даже высказала ему «претензию» что при одновременном визите в СССР Кардена и Жоржа Помпиду, про модельера в газетах написали больше чем про президента.

В 1965 году состоялась еще одна встреча, которая принесла Пьеру неразрывную связь с СССР, а после с Россией – знакомство с маэстро российской моды Вячеславом Зайцевым. Несмотря на политическую обстановку в СССР, Зайцеву разрешали встречаться с французским модельером и перенимать опыт, хотя за встречами очень внимательно следили. И даже будучи уже в солидном возрасте и живя в разных странах, они и сейчас встречаются довольно часто во время визитов В. Зайцева в Париж.

 

В конце 60-х годов Кардена захватывает новая страсть, он решает не тратить свой талант понапрасну и начинает патентовать свои разработки. Свой первый патент он получает на коллекцию фарфоровой посуды, которую разработал в свободное время как хобби. После этого Карден начал получать патенты и лицензии на все, что разрабатывал или изобретал. На данный момент патентов у Кардена около тысячи.

После того как Краден, открыл в себе страсть к патентам, он начал творить и сотрудничать во всех областях. Не теряя основного направления, Пьер начинает выпуск единичных коллекций и предметов в разных сферах – мебель, ванны, сиденья для автомобилей Рено, держатели для карандашей, брелки и многое другое. Несмотря на разносторонность товаров, модельер всегда отдавал предпочтение только проверенным и качественным маркам, и его покупатели всегда должны знать, если они берут вещь, и в ее создание принимал участие Карден, значит ее качество будет на высоте.

В 70-е Карден, обожавший искусство, купил себе театр, который в короткий период дополнился выставочным залом, рестораном и даже гостиницей. Естественно, главным членом худсовета в нем был сам маэстро. А благодаря его популярности, играли у него лучшие из лучших, среди которых были Марина Влади и Жерар Депардье.

В начале 80-х годов Пьер приобретает фруктовый магазинчик, который достаточно быстро преобразовался в маленький ресторан «Maxim». Дело разрасталось настолько стремительно, что достаточно быстро превратилось в целую сеть поистине мужских ресторанов, не только на территории Франции, но и далеко за ее пределами.

Пьер оказался очень умным и расчетливым бизнесменом. Часть своего капитала он вкладывает в недвижимость. Среди его приобретений не только банальные особняки и квартиры практически по всему миру, но и необычные строения, среди которых замок маркиза де Сада и дом Джакомо Казановы.

В 1991 году Карден решил отметить 40-летие модного дома необычным показом и выбрал для этого Красную площадь. Прекрасные модели, в роскошных карденовких нарядах ходили июньским днем среди москвичей и гостей столицы. Это было последнее феерическое событие в СССР, через два месяца упал железный занавес.

В том же году Пьер стал добровольным послом ЮНЕСКО и посетил Чернобыль.

Долгое время Карден не посещал Россию, но его общение и сотрудничество с друзьями и коллегами не прекращалось. За большое внимание к стране, за его отзывчивость и помощь в 2013 году Пьер Карден был удостоен ордена Дружбы.

В 1998 году Карден принял участие в разработке дизайна Toyota Rav 4. Во всех рекламных буклетах над фото нового автомобиля красовалась подпись Пьера, что вызвало множество негативных отзывов и нападок в его адрес.

Ежегодно Модный Дом принимает участие в Неделях Моды и радует своих поклонников стильными коллекциями высокого качества. По всему миру работают бутики. На производстве Кардена в разных сферах работают около двухсот тысяч человек.

По оценкам специалистов, Модный Дом Пьера Кардена стоит около 200 миллионов евро. Но во время единичного порыва продать свой бизнес, сам Карден оценил его в 1 миллиард и сказал, что даже за эту сумму отдаст его далеко не каждому.

Потенциальный наследник империи Пьера Кардена - его внучатый племянник Родриго Базиликати, который сейчас заправляет бизнесом. Но об этом говорить еще рано, ведь в свои 95 лет Карден полон сил и энергии творить прекрасное и дарить это миру.

А еще...