Принципы фотографии Ричарда Аведона

Ричард Аведон справедливо занимает одно из главенствующих мест в плеяде фотографов XXвека, его снимки легко узнаваемы, благодаря черно-белой гамме, лаконичности и потрясающему чувству вкуса. Изначально зарекомендовав себя в качестве «глянцевого» фотографа (работал для Harper’sBazaar и Vogue)Аведон постепенно выработал свой собственный стиль. Визитной карточкой фотографа стал черно-белый портрет. Кроме того, Ричард Аведон всегда оставался неравнодушным к социальным проблемам непростого двадцатого столетия: снимал участников общественных движений, не раз обращался к теме расовой дискриминацииАведона, действительно, интересовало многое, он не боялся экспериментировать. Разумеется, как и у каждого мэтра своего дела, и у него имелись свои секреты съемки, которые мы попытаемся раскрыть.

«Каждый фотографирующийся знает, что его фотографируют. Поэтому он неестественен, он поневоле создает образ самого себя. Но есть еще и мои представления. Мое «я» вступает в отношения с «приготовленной» личностью модели».

Фотограф-портретист, в первую очередь должен быть умелым психологом и понять характер своей модели. Сделать это иногда не так уж и просто. Перед объективом фотокамеры мы все принимаем выгодную для себя позу, натягиваем улыбку и обычно выглядим ненатурально.  Ричард Аведон был охотником за настоящими эмоциями.  Он никогда не инструктировал своих моделей перед съемкой, но старался установить с ними контакт, чтобы как можно сильнее обнажить те эмоции, которые были ему нужны.

«Когда я был молодым, мои требования как художника в точности совпадали с требованиями журнала, в котором я работал. Они печатали то, что я хотел выразить. Но сейчас то, что интересует журналы моды, перестало быть интересным мне». 

Без преувеличения можно сказать, что черно-белые портреты Аведона навсегда обессмертили все его творчество. Именно в таком стиле фотограф снимал актеров, музыкантов, видных политических деятелей и даже пациентов психиатрической больницы. Аведона, главным образом, интересовал сам человек, его лицо. Поэтому портреты лишены каких-либо отвлекающих деталей – только нейтральный фон и крупный план. Никаких лживых улыбок и томных взглядов. Портреты Аведона справедливо можно назвать «голыми», в них присутствует некая интимность. Проще говоря, они отражают то, что мы тщательно пытаемся скрыть.

«Я составил свой список «не надо»: не надо искать наилучший свет, не надо выстраивать композицию, не надо поддаваться искушению красноречивых поз. И все эти «не надо» приводят меня к тому, что «надо». К белому фону, к личности, которая мне интересна, и к тому, что происходит между нами».

Аведон не гонялся за красотой, его больше интересовала правда. Но именно в правде он и находил красоту. Настоящий скандал вызвал его альбом «Американский запад», создание которого заняло несколько лет. Аведон, вооружившись белой ширмой, служившей ему в качестве фона, отправился в путешествие по Америке в поисках интересных лиц. Его героями становились обыкновенные рабочие, простые обыватели и даже маргиналы. Снимал их Аведон без грима, со всеми недостатками, к тому же используя не предназначенный для портретной съемки широкоугольный объектив. Портреты получились живые, реалистичные, но в то же время несколько отталкивающие. Именно это так возмутило американскую общественность.Все это наводит на мысль, что Ричарда Аведона уместнее было бы называть художником, нежели фотографом. Психологизм его портретов можно сравнить с Рембрандтовским. 

Поработав во многих жанрах, Аведон привнес в каждый что-то новое, но всегда оставался верен себе и своим незамысловатым принципам работы. Довольно точно описывает творчество Аведона его цитата: "Если вы смотрите в камеру и видите там то, что уже однажды видели – не нажимайте на спуск".

Автор статьи: Анжелика Капилевич

Следующий пост