Революционеры в индустрии моды

Сегодня мир моды развивает скорость как Усейн Болт, причем двигаясь так же по кругу, то и дело перескакивая барьеры общественных стереотипов. Правда, тогда, лет так пятьдесят назад, любое нововведение вызывало удивление и неподдельный интерес. Сейчас же наблюдатели с трибуны воспринимают многое с эмоцией того самого смайла без рта. Очевидно, то, что было модно прошлой весной никто и не вспомнит. Все настолько хаотично, масштабно и быстротечно. Однако, практически за каждым прыжком стоит личность, которая как раз и подставляет свои ладони бегуну для очередного маневра.

В этой статье мы упомянули семерку первооткрывателей, нонконформистов и тех, кто, несомненно, заставил смотреть на индустрию иначе.

Поль Пуаре

В истории моды золотыми нитками вышито имя французской легенды Поля Пуаре, чье творческое деяние оказало значимое влияние на индустрию в целом. Начал модельер с освобождения женщин от ненавистных ими же тугих корсетов, введя в моду новый фасон платьев. При этом, Поль тесно связал мир моды с искусством — каждый наряд, как художественный эксперимент зарождался под влиянием художников импрессионистов, спектаклей Дягилева, композиций уличных музыкантов, был уникален и требовал кропотливой работы. Пуаре стал родоначальником авторских принтов, приглашая к сотрудничеству представителей изобразительного искусства. А его показы! Ранее подобные, не иначе как, театральные представления никто не устраивал. Это в наши дни любая нетривиальность не вызывает шока, а раньше социум чуть ли не падал в обморок при виде укороченных на 10 см юбок.

Диана Вриланд (редактор Harper`s Bazaar и Vogue)

Появление такой специальности как редактор моды — заслуга Дианы, которая не просто рассуждала о моде на страницах глянца, а ее задавала. Вриланд вообще обрушила многие стереотипы в области стиля. Она учила женщин одеваться со вкусом и при этом не боятся экспериментировать. Встав во главе журнала она изменила концепцию и контент: теперь журналисты пишут не только о моде, но и о культуре, искусстве, музыке, кино и политике. В Vogue талант Вриланд-прорицательницы раскрылся в полной мере. Beatles, Твигги, Одри Хепберн, Эди Седжвик, Диана фон Фюрстенберг, Маноло Бланик, Мик Джаггер — сколько творцов редактор модного изданиях вывела в свет!
Вриланд всегда знала, чего хочет от фотографий. Она могла отправить съемочную группу в любую точку планеты. Так, например, для фэшн истории одного из номеров сотрудники журнала должны были найти белую лошадь на Таити и раскрасить ей хвост во все цвета радуги. Когда они обнаружили подходящего жеребца, тот ускакал в горы. На поиски ушло несколько дней, но задуманный Вриланд кадр был сделан. 

Хельмут Ньютон 

Автор известной фразы «Sex sells», немец Хельмут Ньютон, взорвал своим творчеством красневшее то и дело от некоторых его снимков консервативное общество. Мэтр эротического жанра сотрудничал с большинством глянцевых журналах. Хельмут стал символом середины прошлого века. Это был переломный момент в истории моды, когда она стала демократичнее, и на смену элегантности начала века пришёл молодёжный раскованный стиль. Именно этот стиль и характерен работам Ньютона. С шестидесятых годов журналы мод, сократив текст, расширили изобразительный ряд. Большее значение в рекламе начал приобретать цвет. Фотографы же, начали работать и в естественных условиях, а не только в студиях. Это и съёмки на природе, и на безлюдных пляжах, и на помойках, и во дворцах, и на людных рынках. Ньютон, как фотограф, формировался именно в этих условиях. Несмотря на некоторый негатив со стороны недоумевающего социума, он продолжал снимать и трансформировать эпоху жестких канонов в сексуальную революцию в fashion сегменте. 

Ив Сен Лоран

Дизайнеров, которые своей деятельностью пошатнули подиумы, не так уж и мало, но Ив заставил людей пересмотреть моду с первой же выпущенной коллекции, находясь во главе Дома Dior. Прежде всего, именно Ив именно тот, кто первый отказался от рамок гендера в моде: перевесил кожаные куртки с мужских плеч на женские; обул девушек в ботфорты, что раньше были исключительно атрибутикой военных; ввел моду на этнику и, конечно же, перешил смокинг аристократов на моделей в 1966 году, совершив настоящую сексуальную революцию. Так именуемый стиль унисекс тоже популяризирован Ивом. «Это был скандал, настоящий вызов обществу, когда женщин в брючных костюмах отказывались пускать в публичные места. В 60-е годы при входе в парижские рестораны все еще висела табличка «Женщинам в широких брюках не входить!». Наоми Кембел за свою успешну карьеру обязана французскому модельеру — в 80-ых Ив Сен Лоран, не тревожась об общественном мнении, вывел на подиум темнокожих моделей, а спустя пол года ему последовали другие дизайнеры.

Бетти Катру 

Обладательница скандинавских и необычных черт лица и фигуры для девушки - Бетти - зародила тенденцию на моделей андрогинной внешности. Катру, муза Ив Сен Лорана, вела богемный образ жизни, при этом носила простые свитера, широкие брюки и мужские пиджаки. Именно Катру со своими экстравагантными нарядами и легким отношением к жизни подтолкнула дизайнера к созданию мужской эстетики в женских коллекциях. Бетти практически ничем не занималась, в редких случаях соглашалась на показы. “Я очень горда тем, что в какой-то момент решила, что не делать ничего - лучше, чем делать что-то, но очень посредственно. Возможно, будь у меня хоть какой-то талант - все было бы иначе" — рассказывала девушка в интервью. Однако, сама того не подозревая, Бетти привлекала внимание общества к андрогинам.

Джефферсон Хак и Ранкин Вадделл (основатели журнала Dazed&Confused)

Эти двое британцев с помощью особого формата подачи материала кардинально изменили взгляд на привычное понимание модного глянца и красоты. Стремление выйти за рамки, определяя отношения молодежи к ярлыками и стереотипам, переросло в некое движение-вызов индустрии. Радикальная идеология издания обрело лондонскую тучу последователей, которая надвинулась окутывать весь мир, разрушая коммерческие границы. Яркий кросс-культурный эффект достигается британским журналом за счет полного погружения в международное «коммьюнити» актуального искусства - художников, дизайнеров, актеров, музыкантов, стилистов, креаторов и лидеров молодежных уличных субкультур. В общем, оригинальные рекламные кампании брендов Chanel, DKNY, дизайнеры Maison Margiela, Гоша Рубчинский и J.W. Anderson, рейверы на обложках топовых журналов, «нестндартные» лица и личность как первостепенное в моделинге — веяние Dazed, одного из самых влиятельных и успешных сми о культуре сегодня.

Казимир Малевич

Да-да, нельзя не упомянуть в списке людей, оказавших влияние на модную индустрию, Малевича — лицо мирового авангарда. Влияние причем не косвенное, а прямое. Имеет ли смысл говорить о том, что искусство и мода — два феномена, шагающих вместе со времен их зарождения? Признаки появления моды замечены еще в период палеолита, когда не было одежды и люди украшали себя бусами из ракушек и камней, перьями и рисунками на теле. Не это ли и первые признаки искусства?

Художники-авнгардисты изменили направление живописи, избавив свои работы от академизма. То была не классическая эстетика сюжета полотен Бенуа и Ренуара, авангард начала 20 века в первую очередь сообщал о глубокой мысли, об идее и ассоциации. Цвет, форма, композиция, выливавшиеся в единое изображение вдохновляли всех без исключение дизайнеров на создание новой концепции моды. Не только художник, но и теоретик-философ Малевич заразил своим видением всю Европу. Его супрематические и кубофутуристические картины лежат в основе многих коллекций и шоу-представлений.

Следующий пост