Мастера fashion-фотографии 20 века: Ричард Аведон

DashaBee
Москва

"Учитель чителей" - так можно сказать о том, на чьих работах училось не одно поколение фотографов с большой буквы. Он - Ричард Аведон.


Ричард Аведон (Richard Avedon) родился и вырос в Нью-Йорке. Он появился на свет 15 мая 1923 год в семье эмигрантов. Семья его мамы  Анны Полонски, были владельцами швейных фабрик в России, а отец Джейкоб Аведон владел универмагом на Пятом авеню. Несмотря на богатство семьи, мальчик воспитывался в строгости и отчитывался за каждый потраченный цент из денег, которые ему давали на карманные расходы. Ричард поступил в среднюю школу ДеВитт Клинтон в 1929 году и закончил ее в 1941. В школьные годы Аведон относился к интилегентным ученикам - писал стихи, увлекался литературой и помогал в редакции школьного журнала «The Magpie». Но самым любимым занятием мальчика было изучение искусства фотографии. Свой первый снимок он сделал в 10 лет на семейную фотокамеру Kodak, на нем запечатлен сосед его деда композитор Сергей Рахманинов.

В 12 Ричард записадся в клуб фотолюбителей. К окончанию школы Аведон стал лауреатом городского поэтического конкурса среди школьников.

Сразу после школы Ричард поступил на службу в торговый флот США, где пробыл с 1942 по 1944 годы. Перед отправкой отец подарил Ричаду камеру «Rolleiflex», благодаря которой он стал помощником фотографа в Управлении американским торговым флотом. Кстати именно с этой моделью камеры Аведон проработал до конца 60х годов. Только в 1969 году Аведон решил поснимать на камеры Deardorff, выдающая снимок  шесть на восемь дюймов.

В армии его работа была элементарной - фото на удостоверения пехотинцев, но так как любовью Ричарда была портретна съемка, он получал огромное удовольствие от процесса, изучая каждую часть лица как уникум. 

После завершения службы Ричард работал как вольный фотограф и снимал рекламу для универмага Bonwit Teller, но желание стать чем-то о большим, оставить след в истории не покидали его. Для своего первого портфолио Ричард сделал цикл снимков своей младшей сестры Луизы, которая открыла для него новые границы женской красоты.

С портфолио Аведон отправился на прямую к арт-директору Harper’s Bazaar Алексею Бродовичу. Снимки ему понравились и показались свежими, а вот у сотрудников журнала они вызвали бурю отрицательных эмоций "Босоногие девушки не должны красоваться на страницах такого издания как Harper’s Bazaar".

Аведон и Бродович еще не раз встречались как по работе, так и на лекциях в в нью-йоркской «Лаборатории дизайна», где преподавал Бродович.

В 1944 году Аведон связал себя брачными узами с Доркас Ноуэлл.

Спустя год Аведон открыл свою фото студию, которая в последствии активно сотрудничала с журналами Look, Life,Theater Arts, Harper’s Bazaar и другими.

Аведон стал законодателем fashion-съемки которая тесно переплеталась с реальной жизнью. Космические площадки НАСА, египецкие пирамиды, зоопарки, цирковые арены и улицы становились съемочной площадкой. С моделями Аведон налаживал тесный, доверительный контакт, который подразумевал взаимопонимание и взаимоуважение. Основной принцип съемки - естественность и минимум деталей. Причем естественность во всем - свет, фон, позы, композиция.

Harper’s Bazaar и Vogue поочередно активно сотрудничали с Аведоном с 1947 по 1989 года. Сперва, до 1965 он трудился на Harper’s Bazaar, а затем с 1966 по 1989 на Vogue. В 1949 Аведону предложили должность главного редактора и фотографа в  Theater Arts, где он прослужил до 1950 года.

Затем последовал развод с женой и новая свадьба, теперь на Эвелин Франклин, матери его сына Джона, появившегося на свет в 1951 году. Но и этот брак вскоре распался.

Каждый год на обложках и страницах журналов появлялись различные снимки Аведона, например в 1955 для него позировала модель Довима ван Клиф вместе с африканскими слонами. На ней было вечернее платье от Dior.

Год спустя Аведона приглашают на съемочную площадку в качестве консультанта по визуальным эффектам для фильма «Забавная мордашка» (1957 г.), в главных ролях которого снялись Фред Астер и Одри Хепберн.

В возрасте 35 лет, благодаря уже огромному опыту и признанию, Аведон попадает в «10 великих фотографов мира» по мнению журнала «Популярная фотография» в 1958 году

 

За несколько дней до инагураци в 1961 году Аведон сделал несколько снимков Кенеди которые были опубликованы в февральском номере Harper’s Bazaar. Не опубликованные снимки Аведон передал в Смитсоновский институт.

Работа на Vogue, Аведон открыл миру Твигги, которая в последствие стала кумиром миллионов и ярим примером для подражания. Так в те годы ему позировали: участники группы «Битлз», Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Энди Уорхол, Элис Купер, Дженис Джоплин, Боб Дилан. Так же Аведон снимал для рекламных компаний Helena Rubinstein, Du Pont,  Revlon, Versace, Calvin Klein и других.

Снова опыт военного фотографа Аведону пригодился в 1971 году, когда он отправился во Вьетнам и во время военных действий снимал активистов, студентов, военных врачей и солдат.

В 1976 году Аведон сделал цикл снимков объединенных одной темой «Семья». На снимках самые известные и влиятельные люди со своими семьями: Джордж Буш, Рональд Рейган, Дональд Рамсфельд и многие другие.

Еще одна крупная творческая работа Аведона – цикл снимков "На западе Америки". На это Ричард потратил 5 лет с 1979 по 1984 годы, объездил 189 городов, 17 штатов и сделал снимки 752 человек. Среди них строители, мясники, официанты, водители, продавцы, фермеры, шахтеры и другие. Итоговый результат был опубликован в 1985 году. Каждый снимок настолько глубок, что смотря на него понимаешь что хотел сказать автор. На лицах людей легко читалось отчаяние, смерть, бедность, старость, грусть, одиночество или самовлюбленность. Многие, увидевшие себя на снимке отказались признать, что они те, кем их представили, но отрицать очевидное было слишком глупо.

  

В 1984 году издание Egoïste предложило Аведону кратковременный контракт, за короткое время сделал огромную работу.

В 1992 году Аведон стал первым штатным фотографом издания The New Yorker. Одновременно с этим в Нью-Йорке он вел мастер-классы в Международном центре фотографии.

Сотрудничая с календарем Pirelli 1997 году, тема фотографий - «Женщины мира». Среди женщин отобранных для съемок были: Моника Беллуччи, Инес Састр, Дженни Шимицу, Мари-Софи Уилсон, Жизель Бюндхен, Кристина Семеновская, Татьяна Завьялова, Ирина Пантаева и другие.

 Альбом «Шестидестые», вышедший в 1999 году, Аведон включил снимки, сделанные за целое десятилетие, которое было для него очень насыщенным. Там и кадры с поездки во Въетнам и звезды шоу бизнеса и эстрады.

Несмотря на свою популярность, Аведон был верным другом, который мог искренне порадоваться успехам своих друзей. Например, Лилиан Бассман и ее муж Пол Хаммел были удостоены грандиозной вечеринки в честь выхода журнала Harper's Bazaar с фотографиями Лилиан, которые он и сделал.

Работа тесно переплеталось с жизнью фотографа, и даже его смерть не стала исключением. 1 октября 2004 года Аведон приехал в клинику штата Техас сделать ряд снимков для «За демократию». Но произошло то, что никто не ожидал – кровоизлияние в мозг.

В жизни мастера было огромное количество работ собранных по тематикам:

 «Наблюдения». 1959 год

 «Ничего личного». 1964 год

 «Алиса в стране чудес». 1973 год

 «Портреты», «Семья». 1976 год

 «Портреты: 1947-1977». 1978 год

 «На западе Америки: 1979-1984». 1985 год

 «Автобиография». 1993 год

 «Доказательство: 1944-1994». 1994 год

 «Шестидесятые». 1999 год

 «Сделано во Франции». 2001.  год

После смерти выход альбомов не прикрутился:

«Портреты Ричарда Аведона». 2002 год

«Женщина в зеркале».  2005 год

«Фотографии Ричарда Аведона: 1946-2004». 2007

 «Портреты власти», «Исполнение». 2008

 «Мода Аведона». 2009

Среди этих альбомов можно найти снимки таких людей как Джордж Буш, Чарли Чаплин, Кристобаль Баленсиага, Марлон Брандо, Джон Гальяно, Элизабет Тейлор, Коко Шанель, Майя Плисецкая, Рональд Рейган, Далай Лама, Джон Форд, Арнольд Шварценеггер, Стефани Сеймур, Изабелла Росселлини, Шарлиз Терон, Софи Лорен, Энди Уорхол, Алексей Бродович, Мила Йовович, Настасья Кински, Диана Вриланд, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, Мэрилин Монро, Кейт Мосс, Кристи Тарлингтон, Верушка фон Лендорф и многие, многие другие.

Ричард Аведон всегда интересовался подрастающим поколением мастеров и помогал им делать первые шаги в искусстве. Был даже создан Фонд Ричарда Аведона.

Работы мастера являются постоянно выставкой в таких музеях и галереях как Музей Кунстхаус (Цюрих), Музейсовременного искусства (Сан-Франциско), Музей Амона Картера (Техас), Музей Гетти (Лос-Анджелес), Национальная портретная галерея (Лондон), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк).

За свою долгую жизнь Аведон получил огромное количество всевозможных наград, признаний, почетных званий и т.д.:

1950. Награда «За выдающиеся достижения» от Американского клуба искусств;

1958. Зачисление в список «Десяти великих фотографов мира» по версии журнала Popular Photography;

1976. Награда «За вклад в развитие визуального искусства» за альбом «The Family» от Американского общества редакторов;

1985. Награда «Фотограф года» от Американского общества издателей. «Лучшая книга» («На западе Америки») от Maine Photographic Workshops. «Лучшая коммерческая съемка» за рекламу Calvin Klein по версии журнала Adweek;

1988. Награда «За вклад в развитие моды» от Совета модных дизайнеров Америки;

1989. Докторская степень от Лондонского королевского колледжа искусств;

1991. «Международная премия в области фотографии» от фонда имени Эрны и Виктора Хассельблад;

1993. Награда «Лучший фотограф» от Международного центра фотографии; Докторская степень от Колледжа Кеньон (Огайо);

1994. Премия «Nadar» за альбом «Доказательство» от Французских экспертов фотожурналистики. Докторская степень от Нью-Йоркской школы дизайна имени Парсонса.

Ричард Аведон Ричард Аведон Ричард Аведон, 2001 год

1996. «Гуманитарная награда» от Mental Health Association.

1998. Награда «За вклад в развитие искусства» от Союза молодых артистов и писателей.

2000. Награда «За вклад в развитие искусства» от Школы журналистики при Колумбийском университете (США).

2001. Членство в Американской академии искусств и наук.

2003. «Юбилейная медаль» от Королевского Фотографического Общества. Награда «За вклад в развитие визуального искусства» от Американского совета искусств и бизнеса.

И все они заслужены. Ведь это человек легенда, которого по праву можно считать лучшим из лучших!

  

  

                 

Следующий пост