Нестандартный пейзаж

Павел Бушуев
Санкт-Петербург

Здравствуйте, дорогие друзья, меня зовут Олег Кругляк и я, как и многие из Вас, увлекаюсь пейзажной фотографией.

Я не случайно сказал «многие из Вас», ведь пейзаж — это один из популярнейших жанров фотографии, и практически каждый фотограф хоть один раз в жизни, но снимал красивые природные ландшафты. И так случилось, что сеть заполонили сотни тысяч пейзажных снимков. Многие из них красивые и качественно исполненные. Сейчас уже никого не удивляют залитые солнцем верхушки гор или утонувшие в тумане леса, да, это красиво, но таких фотографий сотни, и мне хотелось бы поговорить о том, что есть внутри каждого из нас — свое видение, свое настроение, своя история и свой вкус.


Что же, по моему мнению, стоит делать, чтобы выделить свои фотографии из общей массы? Я попытаюсь рассказать вам об этом в моей статье на примере нескольких своих фотографий. Они могут нравиться и не нравиться Вам, ведь творческая фотография — вещь достаточно субъективная, но они обладают своим почерком и выражают то, как я вижу окружающий мир.

Наибольшей популярностью в интернете сейчас пользуется так называемая «открыточная фотография». На ней, как правило, изображен красивый пейзаж на закате или рассвете, обрабатывается она путем задирания ползунка «насыщенность» и производит на человека эффект «ВАУ» первые несколько мгновений. Больше минуты на такую фотографию смотреть не хочется: ведь все, что в ней есть — это «задранные вверх» цвета, что и прельщает зрителя на первых порах. Да, с такой фотографией вы наберете баллы на фотосайтах, но вряд ли ее кто-то запомнит.

Но есть такие работы, которые не бросаются столь явно в глаза, а, открыв которые, хочется любоваться ими долго и разглядывать каждый кусочек. Они могут быть выполнены не на самую топовую технику, на них не обязателен закат с цветом и светом как от атомного взрыва и красные, будто на Марсе, облака. Вместо этого на них присутствует настроение, сюжет и авторский стиль.

Залог выполнения такой работы — это съемка того, что действительно Вам интересно и близко. Не стоит гоняться за мейнстримными сюжетами, снимайте необычное, то, что вам по душе и когда-нибудь вы будете вознаграждены за это. Иногда интересные условия для съемки и банальные сюжеты могут только помешать фотографу. Видя красивое небо с фактурными облаками, пейзажист не всегда задумывается о композиции, ведь кадр «укомплектован» и без этого. А в пасмурный день нужно вытворить что-нибудь этакое для того, чтобы привлечь зрителя. Но самое главное — передать настроение…

Казалось бы, что можно снять пасмурным дождливым ноябрьским вечером, когда вокруг грязь и «голые» ветки обмерзших деревьев? Но ведь такая погода и это время года тоже обладают своим настроением. В один из таких дней мне вдруг резко захотелось фотографировать, был выходной, я взял камеру и пошел гулять. Проблуждав целый вечер, я не нашел ни одного сюжета, промок под дождем и уже возвращался домой. Как вдруг на глаза мне попались отец с мальчиком, уходящие по мостику вдаль. Я вспомнил свое детство, ноябрьские дождливые вечера, тот холод, который я испытывал на улице и то тепло, которое обдавало меня, когда я возвращался в теплый дом. Я постарался передать эти ощущения на фото.

Так пасмурный и серый ноябрь обрел на моем фото своеобразное настроение. Похожий пример — моя фотография «Остановка». Был конец лета, лил сильный дождь, я возвращался домой с работы, на заднем сидении автомобиля лежала камера. Проезжая мимо конечной остановки трамвая, я обратил внимание на бегущего под дождем мужчину. Он спешил в теплый и сухой трамвай, тот трамвай, советской еще эпохи, знакомый нам с детства, красно-желтый с круглыми фарами, светящимися теплым, желтым светом. И вот, на том самом моменте, когда он был на рубеже мокрой улицы и сухого трамвая, я нажал на спуск затвора. Опять же непригодная погода для съемки помогла мне сделать кадр. Был бы красивый закат и впечатляющий свет — сюжета бы не было, они бы просто убрали его на второй план.

Сюда же хочу привести еще несколько примеров: дождливое и пасмурное сентябрьское утро, деревья зеленые в основной массе, и лишь кое-где проглядывается желтая листва, небо затянуто тучами и неинтересно, а значит, приходится искать сюжет. И вдруг посреди небольшого леса — скамеечка. Ведь здорово же! Такой уголок романтика. Вот тот кадр, за которым я пришел.

Вот, к слову, один из недавних кадров, тоже пасмурно, тоже нет красивого света. Но на водопой пришли коровы, и появился сюжет. Обычный сюжет, такой привычный для всех издавна на Руси.

Мне в тот момент сразу вспомнились строки Есенина: Покосившаяся избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд. Это все, что зовем мы родиной, Это все, отчего на ней Пьют и плачут в одно с непогодиной, Дожидаясь улыбчивых дней.

Также в разряд моих работ в неблагополучную для фотографии погоду можно отнести осеннюю аллейку. Было пасмурно, солнце поднялось довольно высоко, но вдали виднелись остатки тумана, который помог передать тональную перспективу. В этом кадре я совместил тональную и линейную перспективы одновременно, в этом и ценность данного кадра.

Еще один вариант выделить себя и свое творчество из ряда других — снимать фотографии, объединенные в определенные серии и концепции. Простейший пример — моя серия «Треугольники», которую я стараюсь периодически пополнять. Все элементарно: в этой серии на всех фото композиция сводится к треугольнику.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на важность момента и находчивость во время съемки. Следующая моя фотография — это вид на Балаклавскую бухту, снятый сотни раз сотней туристов. День был ясный, на небе не было ни единого облачка. Пустое небо — неблагоприятно для пейзажа, и даже закат не помогал скрасить фотографии.

Тогда я решил ждать. Темнело, и Балаклава понемногу зажигала свои огни. Вот уже средний план играет огоньками, и появляется интерес к кадру. На передний план я взял цветы, но как-то банально это все было. Чтобы спасти кадр, нужно было что-то придумывать, и тут мне пришло в голову, что желтые цветочки могут перекликаться с огоньками в дали. Я достал фонарик, поставил камеру на выдержку и начал рисовать светом по цветам. Кадр получился. Был передний и средний план. А задний план мне помогла сделать красная полоска догорающего заката.

Несколько слов хочу сказать о важности названия для ваших работ. По возможности обязательно придумывайте им название. Следующая моя работа — одна из первых, технически оставляет желать лучшего и особой популярностью она не пользовалась, но как только я дал ей название, она обрела популярность: «Душа дерева»

Не бойтесь экспериментировать с цветом, светом и прочим. Целое лето я пытался найти «свой цвет», выслушал тонны критики, которая мне помогла в конечном итоге. Были пейзажи, которые уходили в красный цвет.

Были такие, которые уходили в синий цвет. И, наконец, я нашел баланс.

Еще я заметил, что, почему-то, мало кто снимает пасторальные пейзажи или пейзажи с так называемыми «оживляторами» в кадре. А ведь это очень даже разнообразит композицию. Коровы, вышедшие из тумана. Пейзажист, затерявшийся среди деревьев создают неплохой сюжет. Напоследок хотелось бы дать несколько советов: — Смотрите больше хороших фотографий. Обращайте внимание, что заставляет взгляд останавливаться на той или иной работе. — Показывайте не то, что вокруг вас, а то, что внутри вас. Как бы ни старались окружающие и критики заставить снимать вас стандартно и как все. — При работе над фотографией зарядитесь тем настроением, которое вы хотите передать на ней. В этом вам поможет музыка, литература, фотографии, живопись. — Делайте то, что Вам действительно нравится.

Спасибо, что уделили мне немного времени. 

Фотограф Олег Кругляк Материал из журнала PhotoCASA 

СКАЧАТЬ ФОТОЖУРНАЛ (бесплатно): http://photocasa.ru/photo-journal/photojournals_pdf/

Бесплатная подписка на фотожурнал: http://photocasa.ru/podpiska_na_onlajn_zhurnal_o_fotografii_photocasa.html

Следующий пост